Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the all-in-one-seo-pack domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/user9033/data/www/oblspcgomel.by/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the limit-login-attempts-reloaded domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/user9033/data/www/oblspcgomel.by/wp-includes/functions.php on line 6114
Профилактика деструктивных явлений в молодежной среде - Гомельский областной социально-педагогический центр
Всегда поможем профессионально и своевременно
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной социально-педагогический центр»‎
246018 г. Гомель, ул. Я.Коласа, 6.
Всегда поможем профессионально и своевременно
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной социально-педагогический центр»‎
246018 г. Гомель, ул. Я.Коласа, 6.

Профилактика негативных проявлений в молодежной среде в условиях вызовов современного мира

   Жизненная ситуация нашего времени характеризуется открытостью, высокой коммуникативностью, многообразием социальных каналов информации. Это благо развития цивилизации, к которому стремилось человечество, имеет побочные явления, которые стали вызовами современному обществу. Под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации у молодежи формируются ценностные установки и образы поведения, взгляды на историю, экономику, политику, зачастую неверные, ошибочные и даже опасные.

   Причем, благодаря развитию информационного пространства, эти опасные для неокрепших умов соблазны одинаково быстро достигают больших и маленьких городов, поселков и деревень, нивелируя у определенной части подростков и молодежи национальное самосознание, притупляя гражданские и патриотические чувства, провоцируя развитие потребностей, не соответствующих экономическим возможностям.

   В последние годы все чаще на слуху у каждого из нас такие слова, как экстремизм и терроризм. Телевидение, радио, печать много говорят и пишут о терроризме, и для этого есть все основания. Проблема терроризма стала актуальной во всем мире. Повсеместно получили распространение такие террористические акты, как заказные убийства, захваты заложников, похищения людей, организация взрывов, захваты воздушных судов, другие акты насилия.

   В Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию от 24 апреля 2018 года отмечается, что «мы вступили в эпоху неопределенности, непредсказуемости и длительной нестабильности. На планете больше нет места, где можно спрятаться, отгородиться и отстраненно наблюдать за происходящим. Мир складывается в единый глобальный организм».

   С этими негативными явлениями должны бороться не только государство, но и общество. Методы борьбы, разумеется, различные. Если государство устраняет социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма, и пресекает противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице органов и учреждений образования, общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать вызовам времени, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

   Роль педагогических коллективов учреждений образования в этом вопросе – не только в проведении информационно-разъяснительной работы с обучающимися и их законными представителями, но и в своевременном обращении внимания на поведенческие особенности подростков «группы риска» и адекватном реагировании на их отклонения от норм поведения.

   Предлагаемые информационно-методические материалы направлены на оказание помощи педагогам (классным руководителям, кураторам учебных групп, педагогам-психологам, педагогам-социальным, воспитателям, мастерам производственного обучения) в осуществлении профилактики негативных проявлений в молодежной среде.

Понятие экстремизма

   Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) — крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Республики Беларусь.

   Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 №2 03-З «О противодействии экстремизму» формулирует следующее определение указанного явления:

   экстремизм (экстремистская деятельность) — деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

   насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

   захват или удержание государственной власти неконституционным путем;

   создание организации для осуществления экстремистской деятельности, экстремистской организации, экстремистской группы;

   создание незаконного вооруженного формирования;

   осуществление террористической деятельности;

   разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни;

   организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды;

   пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

   пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики;

   распространение экстремистских материалов, а равно на изготовление, издание, хранение или перевозку в целях распространения таких материалов;

   финансирование экстремистской деятельности, иное содействие в ее осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, других материально-технических средств или информационных услуг;

   публичные призывы к вышеназванной деятельности.

Причины возникновения экстремистских проявлений

   С точки зрения причин возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

   Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

   Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса, незаконная предпринимательская деятельность, в т.ч. связанная с оборотом подакцизной продукции, петард, курительных смесей, преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности).

   Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые нашему обществу ценности).

   Проявление т.н. «исламского фактора» (пропаганда идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

Примеры неформальных молодежных формирований, в которых усматриваются признаки экстремизма

   «Футбольные фанаты». Их представители мобильны, четко выполняют указания своих лидеров, готовы к жестким столкновениям с противоборствующей стороной. Стратегия деятельности группировок заключается в организации и участии в несанкционированных акциях («договорных» драках), распространении незаконной печатной продукции экстремистского толка, нанесении пропагандистских надписей на фасадах зданий и сооружений административных центров области, а также противостоянии с болельщиками других команд.

   «Скинхеды» — молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер. Проявляют себя как расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, расово смешанных браков. Жертвами скинхедов обычно становятся представители темно-пигментированных рас, негроидной, монголоидной и т.п. Внешние признаки — спортивный либо военный стиль одежды: предметы и иные вещи, имеющие элементы военной атрибутики (форма защитного цвета, камуфляж, спортивные защитные щитки (наколенники, наплечники), различные разгрузки, рюкзаки, ботинки с высоким берцем, головные уборы в виде масок, «балаклав», медицинские маски, респираторы, военные и строительные каски, спортивные и мотошлемы, береты, военные ремни, портупеи, свитера, майки, противогазы, защитные строительные очки, текстильные перчатки и т.п.).

   «Анархисты» — представители политической философии, основывающейся на свободе и имеющей своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.

    «Колумбайнеры» — новые деструктивные субкультурные молодежные сообщества в сети Интернет, популяризирующие культ насилия, а также распространяющие агрессивный информационный контент (демонстрация убийства людей, расчленение животных, совершение суицида, публичная физическая расправа и изнасилование, массовые драки и т.п.).

   В качестве основных причин развития явления «Колумбайна» в молодежной среде исследователи данной проблемы называют:

   психолого-психиатрические проблемы подростков, главными из которых являются клиническая депрессия и психопатия (психическое расстройство или заболевание);

   доступность (часто бесконтрольная) для подростков Интернета, который является транслятором деструктивных идей и моделей поведения;
   деструктивная непосредственная коммуникация, агрессивная окружающая среда и чувство несправедливости (общества, родителей, учителей, сверстников), чувство одиночества, безысходности отсутствия видения перспектив.

   В результате анализа сведений подражателей «колумбайнеров» выявлены следующие стереотипы:

   в 90% случаев преступления совершены лицами мужского пола в возрасте от 15 до 25 лет с наличием межличностных проблем в отношениях с одноклассниками;

   семья стрелка либо неполная, либо проблемная; мишенью при убийстве избирались не конкретные, а случайные люди и преследовалась цель поражения максимально возможного их количества;

   массовое убийство для «колумбайнеров» — это способ показать свою мужественность, доказать, что они «не тряпки»;

   до совершения убийства стрелки проявляли интерес к материалам, содержащим описание насилия (терроризм, биографии и поступки серийных убийц, казни и т.д.) и к материалам об оружии, взрывчатых веществах, способах изготовления взрывных устройств;

   во многих случаях «колумбайнеры» сообщали в социальных сетях о своих желаниях уничтожать окружающих или о своем позитивном отношении к насилию, в их дневниках имелись сведения о человеконенавистничестве — мизантропии.

   Лингвистические проявления экстремизма, которые можно обнаружить в социальных сетях:

   Открытые призывы к насилию (в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть черным»).

   Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста, например, чеченцы или мусульмане – террористы).

   Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»).

   Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»).

   Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и ее представителях (недостаток культуры — «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей — «умственно ограниченные, тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «цыгане — бездельники», «русские — пьяницы» и т.д.).

   Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»).

   Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «цыгане — воры»).

   Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («евреи корыстолюбивы», «цыгане — обманщики» — отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности).

   Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство («размывание национальной идентичности», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»).

   Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в «православном городе»).

Примерные индикаторы для выявления подростков «группы риска»

   Своевременное обращение внимания специалистов на:

   Изменения в поведении:

   наличие у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);

   появление у подростков депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», «эмоциональные всплески»;

   пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин;

   употребление или предполагаемое употребление алкоголя или наркотических веществ;

   кризисная ситуация в семье, разрыв семейных связей;

   резкое ухудшение состояния здоровья;

   другие случаи, когда изменение социальных или иных условий представляет угрозу благополучию подростка;

   появление необычной атрибутики во внешнем виде;

   внезапный разрыв старых дружеских связей;

   неожиданный уход из школы и конфликты со школой;

   изменения в еде, одежде, лексиконе, финансовых средствах;

   изменение отношения к другим людям: антисоциальные высказывания,

   нежелание признавать чей-либо авторитет, отказ от социального взаимодействия, признаки замыкания в себе;

   регулярный просмотр интернет-сайтов и участие в социальных сетях, которые оправдывают радикальные или экстремистские взгляды;

   использование специфического жаргона, упоминание в разговоре терминов, характерных для огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

   наличие на теле следов травм, характерных для отравления химическими веществами (химические ожоги и т.п.), воздействия огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

   увлечение иными религиозными течениями (в т.ч. нетрадиционными), ношение соответствующей одежды и атрибутики;

   необоснованный интерес к огнестрельному оружию и его составным частям, взрывчатым веществам (в т.ч. самодельным), пиротехническим устройствам, химическим компонентам и опытам с их использованием.

   Наличие литературы по органической химии, взрывчатым веществам, взрывному делу, наличие соответствующих материалов на машинных носителях.

   Общение в социальных сетях по тематике взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению средств поражения;

   ссылки на теории заговора и конца света.

   Лояльность к идеям терроризма и иным видам экстремизма насильственного характера:

   поощрение или согласие с идеологией насильственного свержения конституционного строя и захвата власти;

   совершение суицидальных акций или намерение их совершить в знак протеста (политические, националистические, религиозные, личные мотивы);

   высказывания угрозы осуществить насилие в отношении конкретных представителей органов власти и управления, общественных и политических деятелей, а также в местах массового пребывания людей;

   высказывание общих угроз экстремистского характера и (или) рассуждения о допустимости и (или) оправданности таких действий;

   неосуждающая, «непонимающая» позиция (восхищение, зависть) к лицам, совершивших теракты, взрывы, поджоги и иные экстремистские акты насилия;

   упоминание или намеки на членство в радикальных группированиях или ассоциирование себя с их деятельностью;

   поиск, просмотр или распространение видеоматериалов, пропагандирующих террор как способ достижения своих целей, а также активное участие в интернет-блогах, чатах, сайтах по данной тематике;

   появление отклонений от обычного поведения, выраженных в замкнутости, заторможенности в действиях (либо чрезмерном возбуждении, отрешенности).

   Поиск друзей, сторонников:

   участие в деятельности нетрадиционных религиозных, националистических организаций радикальной направленности;

   внезапная смена вероисповедания, в основном принятие ислама; вступление в секты;

   участие за рубежом в легитимных и незарегистрированных в Республике Беларусь радикальных общественно-политических, националистических, религиозных организациях и партиях, а также в проводимых ими акциях.

Признаки умысла на приобретение и оборот средств поражения:

   проявляемое в действиях и высказываниях увлечение, восхищение разрушительной силой, красотой, величием и т.п. стихии взрыва, его потенциальной способностью «решать проблемы раз и навсегда»;

   увлечение в подростковом возрасте изготовлением самодельных пиротехнических устройств и их применение в хулиганских целях;

   наличие литературы по органической химии, взрывчатым веществам, взрывному делу, наличие соответствующих материалов;

   регулярное посещение ресурсов сети Интернет, посвященных взрывчатым веществам и взрывным устройствам, наличие соответствующих закладок в обозревателях сети;

   общение на тематических форумах, блогах, досках объявлений, посвященных изготовлению средств поражения;

   приобретение (изготовление), хранение, ношение самодельных пиротехнических веществ и устройств;

   немотивированное приобретение компонентов взрывных устройств из числа устройств бытового или промышленного назначения. К ним можно отнести поражающие элементы (металлические арматура, проволока, болты, гайки, шурупы, строительные дюбеля, подшипники, гвозди, шарики, охотничью дробь и т.д.), провода, часовые механизмы (будильники, таймеры и др.)

Признаки изготовления средств поражения:

   проведение работ с химическими реактивами и оборудованием, особенно многоступенчатых сложных синтезов с целью получения взрывчатых или ядовитых веществ;

   изготовление самодельных пиротехнических устройств из подручных материалов (несколько петард).

Признаки испытания средств поражения:

   проявляемое в действиях и высказываниях наличие опыта обращения с различными средствами поражения, в особенности с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами;

   применение самодельных пиротехнических веществ и устройств, в том числе в ходе проведения спортивных военизированных игр, в период проведения праздников и массовых гуляний;

   наличие видео- и фотоматериалов подрывов и испытаний самодельных средств поражения, а также их изготовления;

   необоснованные характерные травмы и их следы (шрамы, отрывы фаланг пальцев, травмы органов зрения), контузии, отравления химическими веществами, химические ожоги.

Порядок действий педагогических работников

   Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что у подростка имеются экстремистские намерения, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

   Педагог в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования:

   незамедлительно сообщает по телефону в отдел (управление) образования, отдел образования, спорта и туризма горрайисполкома и отдел внутренних дел райисполкома, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет им письменную информацию;

   подключает педагога-психолога;

   незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей.

Молодежные субкультуры
Скачать
Направления работы в учреждениях образования
Скачать
Анкета 10-11 класс
Скачать
Анкета 7-9 класс
Скачать
Организация работы по комплексной реабилитации несовершеннолетних
Скачать
Разработка и создание сайтов в Гомеле, Минске, Бресте, Гродно, Могилеве, Витебске.
Продвижение и поддержка.