Всегда поможем профессионально и своевременно
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной социально-педагогический центр»‎
246018 г. Гомель, ул. Я.Коласа, 6.
Всегда поможем профессионально и своевременно
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной социально-педагогический центр»‎
246018 г. Гомель, ул. Я.Коласа, 6.

Диагностический минимум для учреждении общего среднего образования

 
Психодиагностический минимумСроки проведения
Изучение процесса адаптации (1, 5, 10 классы, вновь сформированные классные коллективы)Октябрь, январь
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся с целью раннего выявления подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действийСентябрь-октябрь
(5-11 классы)
Психосоциальное анкетирование обучающихся 11-18 лет на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (методические рекомендации ИМП к 2016-2017 учебному году)Октябрь-ноябрь
Изучение профессиональных намерений, склонностей, интересов старшеклассников (7-11 классы)Декабрь-февраль
Изучение уровня готовности выпускников начальных классов к переходу в среднее звено (4 классы)Февраль-март
Изучение уровня предэкзаменационной тревожности выпускников (9, 11 класс)Март
Диагностические мероприятия по выявлению одаренных и способных учащихсяВ течение года
Изучение уровня эмоционального выгорания личности педагога
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся подучетных категорий (ИПР, ВК, СОП), детско-родительских отношенийВ течение года
Изучение уровня воспитанности обучающихсяПо плану воспитательной работы УО
Анкетирование обучающихся и законных представителей по основным направлениям деятельности, например, по ЗОЖ, правовому воспитанию, организации внеурочной занятости и т.п.В течение года по необходимости

Диагностический минимум для выявления обучающихся,
требующих повышенного психолого-педагогического внимания

КлассСроки проведенияДиагностический минимумОтветственныеДополнительные методики для углубленной индивидуальной диагностики
(методики применяются по выбору педагога-психолога)
1 классОктябрь-ноябрь, январь
  • Проективная рисуночная методика («Самое интересное», «Я в школе», «Школа зверей» – 1 методика по выбору психолога)
  • Опросник Л.М. Ковалёвой, Н.Н. Тарасенко (учитель) + экспертный опрос учителя (психолог)
  • Анкета для родителей
Педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
СППС
  • Проективные рисуночные методики «ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья» и др. (по выбору педагога-психолога) Диагностика познавательной сферы, например, «Корректурная проба» (тест Тулуз-Пьерона или др. на скорость переработки информации, внимательность), гештальт-тест Л. Бендер, «10 слов», «Классификация», и др.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе
  • Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
  • Цветовой тест Люшера и его модификации, например, «Цветик-восьмицветик»
  • Сказки Дюсса
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест «Родители глазами ребенка» Рене Жиля и др.)
2 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Шкала тревожности Сирса
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
  • Проективные рисуночные методики «ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья», «Три дерева», «Кактус» и др. (по выбору педагога-психолога) Диагностика познавательной сферы, например, «Корректурная проба» (тест Тулуз-Пьерона или др. на скорость переработки информации, внимательность), гештальт-тест Л. Бендер, «10 слов», таблицы Шульте, модификации для детей теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, матрицы Равена, детский тест интеллектуальных способностей К. Рассела и др.
  • «Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
  • Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
  • Цветовой тест Люшера и его модификации, например, «Цветик-восьмицветик»
  • Сказки Дюсса
  • Личностный тест Кеттела (детский вариант)
  • Изучение самооценки (методика Т. Дембо-С. Рубинштейна, тест «Оцени себя», методика «Лесенка» В. Г. Щур)
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест «Родители глазами ребенка» Рене Жиля и др.)
3 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Шкала тревожности Сирса
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл. руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
4 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
Февраль-март
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Шкала тревожности Сирса
  • Тест школьной тревожности Филлипса или «Сочинение» по Битяновой М.
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
Педагог-психолог
5 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Тест школьной тревожности Филлипса или сочинение «Я в пятом классе»
  • Анкета для родителей
Кл. руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Педагог-психолог
СППС
  • Изучение самооценки (методика Дембо-Рубинштейна, тест «Оцени себя», методика «Лесенка» В. Г. Щур)
  • Проективные рисуночные методики («ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья», «Три дерева», «Человек по дождем» и др. (по выбору психолога)
  • Цветовой тест Люшера
  • Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н. Собчик
  • Диагностика познавательных процессов (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена, тест Р. Кэттелла, тест Рея и др.)
  • Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
  • Тест фрустрационной толерантности (С. Розенцвейг)
  • «Незаконченные предложения» (С.И. Подмазин)
  • «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А.Андреев)
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений»  Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест «Родители глазами ребенка» Рене Жиля, «12 историй моей жизни», «Архитектор и строитель», тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и др.)
  • Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
  • Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королева (с 6-го класса)
  • Методика самооценки школьных ситуаций (с 7-го класса)
  • Опросник Шмишека: подростковый вариант (с 12 лет)
6 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцевой)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
7 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцевой)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
8 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
II полугодие
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл. руководитель, СППС
  • Проективные рисуночные методики («ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья», «Три дерева», «Человек по дождем» и др. (по выбору психолога)
  • Цветовой тест Люшера
  • Диагностика познавательных процессов (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена, тест Р. Кэттелла, тест Рея и др.)
  • Тест фрустрационной толерантности (С. Розенцвейг)
  • «Незаконченные предложения» (С.И. Подмазин)
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, опросник социализации «Моя семья», методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер и др.)
  • Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
  • Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королева
  • Методика самооценки школьных ситуаций
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона
  • Методика «Импульсивность»
  • Методика САН
  • Методика социализированности личности учащегося (М.И. Рожков)
  • Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (с 14 лет)
  • Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»
  • Опросник состояния агрессии Басса-Дарки (с 14 лет)
  • Опросник Шмишека: подростковый вариант
  • Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера
  • Фрейбургская анкета агрессивности
  • Характерологический опросник К. Леонгарда: подростковый вариант
  • Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (с 14 лет)
  • Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья» (с 14 лет)
  • Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)
  • Шкала безнадежности (депрессии) А. Бека (с 14 лет)
  • Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)
  • «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)
  • Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан)
  • Шкала определения уровня депрессии (разработана В. Зунгом, адаптирована Т.Н. Балашовой) – возможно использование для скрининг-диагностики
9 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Декабрь
Март
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
  • Изучение предэкзаменационной тревожности
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, СППС
Педагог-психолог
10 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
II полугодие
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Изучение процесса адаптации во вновь сформированных классных коллективах (ИГС Сишора)
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, СППС
11 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Декабрь
Март
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
  • Изучение предэкзаменационной тревожности
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, СППС
Педагог-психолог
УПТО
УССО
Сентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Опросник Айзенка
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Педагог-психолог

   Примечание: обязательный диагностический минимум позволяет преимущественно выявить учащихся, требующих повышенного психолого-педагогического внимания (за исключением случаев, когда наблюдения педагогов свидетельствуют о наличии суицидального риска, например, суицидальные высказывания несовершеннолетнего, порезы и др.). Для определения, есть ли у учащегося, попавшего в группу, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, суицидальный риск и какой степени, необходимо:

— провести с учащимся рефлексивную беседу по итогам скрининг-диагностики;

— изучить индивидуально-личностные особенности несовершеннолетнего (индивидуальная углубленная диагностика);

— тщательно проанализировать семейную ситуацию, изучить детско-родительские отношения;

— провести экспертный опрос классного руководителя, учителей-предметников.

Разработка и создание сайтов в Гомеле, Минске, Бресте, Гродно, Могилеве, Витебске.
Продвижение и поддержка.