Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the all-in-one-seo-pack domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/user9033/data/www/oblspcgomel.by/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the limit-login-attempts-reloaded domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/user9033/data/www/oblspcgomel.by/wp-includes/functions.php on line 6114
Диагностический инструментарий - Гомельский областной социально-педагогический центр
Всегда поможем профессионально и своевременно
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной социально-педагогический центр»‎
246018 г. Гомель, ул. Я.Коласа, 6.
Всегда поможем профессионально и своевременно
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной социально-педагогический центр»‎
246018 г. Гомель, ул. Я.Коласа, 6.

Диагностический минимум для учреждении общего среднего образования

 
Психодиагностический минимумСроки проведения
Изучение процесса адаптации (1, 5, 10 классы, вновь сформированные классные коллективы)Октябрь, январь
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся с целью раннего выявления подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действийСентябрь-октябрь
(5-11 классы)
Психосоциальное анкетирование обучающихся 11-18 лет на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (методические рекомендации ИМП к 2016-2017 учебному году)Октябрь-ноябрь
Изучение профессиональных намерений, склонностей, интересов старшеклассников (7-11 классы)Декабрь-февраль
Изучение уровня готовности выпускников начальных классов к переходу в среднее звено (4 классы)Февраль-март
Изучение уровня предэкзаменационной тревожности выпускников (9, 11 класс)Март
Диагностические мероприятия по выявлению одаренных и способных учащихсяВ течение года
Изучение уровня эмоционального выгорания личности педагога
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся подучетных категорий (ИПР, ВК, СОП), детско-родительских отношенийВ течение года
Изучение уровня воспитанности обучающихсяПо плану воспитательной работы УО
Анкетирование обучающихся и законных представителей по основным направлениям деятельности, например, по ЗОЖ, правовому воспитанию, организации внеурочной занятости и т.п.В течение года по необходимости

Диагностический минимум для выявления обучающихся,
требующих повышенного психолого-педагогического внимания

КлассСроки проведенияДиагностический минимумОтветственныеДополнительные методики для углубленной индивидуальной диагностики
(методики применяются по выбору педагога-психолога)
1 классОктябрь-ноябрь, январь
  • Проективная рисуночная методика («Самое интересное», «Я в школе», «Школа зверей» – 1 методика по выбору психолога)
  • Опросник Л.М. Ковалёвой, Н.Н. Тарасенко (учитель) + экспертный опрос учителя (психолог)
  • Анкета для родителей
Педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
СППС
  • Проективные рисуночные методики «ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья» и др. (по выбору педагога-психолога) Диагностика познавательной сферы, например, «Корректурная проба» (тест Тулуз-Пьерона или др. на скорость переработки информации, внимательность), гештальт-тест Л. Бендер, «10 слов», «Классификация», и др.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе
  • Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
  • Цветовой тест Люшера и его модификации, например, «Цветик-восьмицветик»
  • Сказки Дюсса
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест «Родители глазами ребенка» Рене Жиля и др.)
2 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Шкала тревожности Сирса
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
  • Проективные рисуночные методики «ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья», «Три дерева», «Кактус» и др. (по выбору педагога-психолога) Диагностика познавательной сферы, например, «Корректурная проба» (тест Тулуз-Пьерона или др. на скорость переработки информации, внимательность), гештальт-тест Л. Бендер, «10 слов», таблицы Шульте, модификации для детей теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, матрицы Равена, детский тест интеллектуальных способностей К. Рассела и др.
  • «Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
  • Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
  • Цветовой тест Люшера и его модификации, например, «Цветик-восьмицветик»
  • Сказки Дюсса
  • Личностный тест Кеттела (детский вариант)
  • Изучение самооценки (методика Т. Дембо-С. Рубинштейна, тест «Оцени себя», методика «Лесенка» В. Г. Щур)
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест «Родители глазами ребенка» Рене Жиля и др.)
3 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Шкала тревожности Сирса
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл. руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
4 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
Февраль-март
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Шкала тревожности Сирса
  • Тест школьной тревожности Филлипса или «Сочинение» по Битяновой М.
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, педагог-психолог
Педагог-психолог
5 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Карта наблюдений
  • Тест школьной тревожности Филлипса или сочинение «Я в пятом классе»
  • Анкета для родителей
Кл. руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Педагог-психолог
СППС
  • Изучение самооценки (методика Дембо-Рубинштейна, тест «Оцени себя», методика «Лесенка» В. Г. Щур)
  • Проективные рисуночные методики («ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья», «Три дерева», «Человек по дождем» и др. (по выбору психолога)
  • Цветовой тест Люшера
  • Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н. Собчик
  • Диагностика познавательных процессов (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена, тест Р. Кэттелла, тест Рея и др.)
  • Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
  • Тест фрустрационной толерантности (С. Розенцвейг)
  • «Незаконченные предложения» (С.И. Подмазин)
  • «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А.Андреев)
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений»  Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест «Родители глазами ребенка» Рене Жиля, «12 историй моей жизни», «Архитектор и строитель», тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и др.)
  • Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
  • Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королева (с 6-го класса)
  • Методика самооценки школьных ситуаций (с 7-го класса)
  • Опросник Шмишека: подростковый вариант (с 12 лет)
6 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцевой)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
7 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцевой)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
8 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
II полугодие
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл. руководитель, СППС
  • Проективные рисуночные методики («ДДЧ», «НЖ», «Дерево», «Семья», «Три дерева», «Человек по дождем» и др. (по выбору психолога)
  • Цветовой тест Люшера
  • Диагностика познавательных процессов (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена, тест Р. Кэттелла, тест Рея и др.)
  • Тест фрустрационной толерантности (С. Розенцвейг)
  • «Незаконченные предложения» (С.И. Подмазин)
  • Изучение детско-родительских отношений («Психологический портрет родителя» Г.В. Резапкиной, «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, опросник социализации «Моя семья», методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер и др.)
  • Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
  • Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королева
  • Методика самооценки школьных ситуаций
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона
  • Методика «Импульсивность»
  • Методика САН
  • Методика социализированности личности учащегося (М.И. Рожков)
  • Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (с 14 лет)
  • Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»
  • Опросник состояния агрессии Басса-Дарки (с 14 лет)
  • Опросник Шмишека: подростковый вариант
  • Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера
  • Фрейбургская анкета агрессивности
  • Характерологический опросник К. Леонгарда: подростковый вариант
  • Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (с 14 лет)
  • Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья» (с 14 лет)
  • Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)
  • Шкала безнадежности (депрессии) А. Бека (с 14 лет)
  • Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)
  • «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)
  • Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан)
  • Шкала определения уровня депрессии (разработана В. Зунгом, адаптирована Т.Н. Балашовой) – возможно использование для скрининг-диагностики
9 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Декабрь
Март
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
  • Изучение предэкзаменационной тревожности
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, СППС
Педагог-психолог
10 классСентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
II полугодие
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • Изучение процесса адаптации во вновь сформированных классных коллективах (ИГС Сишора)
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, СППС
11 классСентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Декабрь
Март
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей
  • Изучение предэкзаменационной тревожности
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Кл.руководитель, СППС
Педагог-психолог
УПТО
УССО
Сентябрь
Октябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
Ноябрь
  • «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» + экспертный опрос учителя
  • Социометрия
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин)
  • «Анализ семейной тревоги» (Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис)
  • Карта наблюдений
  • Опросник Айзенка
Кл.руководитель, педагог социальный
Кл.руководитель, педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Кл.руководитель, педагог-психолог
Педагог-психолог

   Примечание: обязательный диагностический минимум позволяет преимущественно выявить учащихся, требующих повышенного психолого-педагогического внимания (за исключением случаев, когда наблюдения педагогов свидетельствуют о наличии суицидального риска, например, суицидальные высказывания несовершеннолетнего, порезы и др.). Для определения, есть ли у учащегося, попавшего в группу, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, суицидальный риск и какой степени, необходимо:

— провести с учащимся рефлексивную беседу по итогам скрининг-диагностики;

— изучить индивидуально-личностные особенности несовершеннолетнего (индивидуальная углубленная диагностика);

— тщательно проанализировать семейную ситуацию, изучить детско-родительские отношения;

— провести экспертный опрос классного руководителя, учителей-предметников.

Разработка и создание сайтов в Гомеле, Минске, Бресте, Гродно, Могилеве, Витебске.
Продвижение и поддержка.